Рождественское послание Патриарха Варфоломея
7 января, 2021+ ВАРФОЛОМЕЙ,
Милостью Божией Архиепископ Константинопольский,
Нового Рима и Вселенский Патриарх,
Всей полноте Церкви,
Благодать, милость и мир
От Христа Спасителя родившегося в Вифлееме.
* * *
Преосвященные братья во Христе и возлюбленные чада,
Путешествуя с Пресвятой Девой, которая приходит «неизреченно родить» предвечное Слово, и, смотря на Вифлеем, который готовится принять Божественного Младенца, вот мы еще раз достигли Рождества, наполненного чувством благодарности Богу-Любви. Путешествие к этому великому празднику Рождества во плоти Спасителя мира сего года было другим по внешним условиям, которые были следствием нынешней пандемии. Нашу церковную жизнь и участие наших верных в священных богослужениях, а также пастырство Церкви и доброе свидетельство по всему миру потерпели последствия соответствующих ограничений по здоровью. Однако все это не влияет на глубокие отношения верных со Христом, а также на нашу веру в Его провидение и нашу преданность «единому, что есть на потребу» [1].
В секуляризованных обществах Рождество потеряло свою первоначальную идентичность и было сведено к празднованию показного потребления и мирской жизни, не подозревая, что в этот святой день мы вспоминаем «вечную тайну» [2] божественного воплощения. Сегодня правильное христианское празднование Рождества является актом сопротивления секуляризации жизни и размыванию или упадка чувства тайны.
Воплощение Слова раскрывает содержание, направленность и цель человеческого существования. Всесовершенный Бог существует как совершенный человек, чтобы мы могли существовать «способом Бога». «Бог стал человеком, чтобы мы стали обожествленными» [3]. В глубоком выражении св. Григория Богослова человеку «завещано стать Богом» [4], «божественным существом» [5]. Такое высокое достоинство, предоставленное человечеству, делает наше существование непреодолимой честью. Во Христе все люди призваны к спасению. Перед Богом «нет ни еврея, ни эллина, ни раба, ни свободного человека, ни мужчины, ни женщины; ибо все едины во Христе Иисусе», богословствует богодухновенный апостол Павел [6]. Это решающий перелом в области антропологии, иерархии ценностей и восприятия этоса. С тех пор тот, кто оскорбляет человечество, также бросает вызов Богу. «Ибо нет ничего такого же священного, как человек, природы которого стал причастником Бог» [7].
Рождество — это вся богочеловеческая жизнь Церкви, в которой Христос постоянно ощущается как Тот, Кто был, есть и приходит. Тот, кто «в объятиях Его Матери», является Тем самым что «в лоне Отца»; младенец Иисус — это Тот, Кто был распят, воскрес и вознесся во славе на небо, праведный судья и Царь славы. Эту тайну мы прославляем псалмами и песнопениями, которыми мы Ему служим, одновременно быв и будучи обслуженными Ним. Это то, что богодухновенно выразил четвертый Вселенский собор в Халкидоне, «наследуя Святых Отцов». «Халкидонский догмат», который описывает способ — вне разума и понимания — которым Слово Божье восприняло плоть мира, «воспевается» из архитектурного выражения всечесного храма Святой Софии Премудрости Божией, построенного в городе городов, являющегося гордостью православия и славой вселенной, через организацию священного пространства и через впечатляющий купол, который отображает, как божественная любовь к людям объединяет все, небесное с земным, но также через иконы и украшения, благодаря уникальному богословскому языку замечательного освещения.
Среди многих досадных обстоятельств мы сегодня слышим звонкий голос «ангела Господня», который «приносит хорошую новость великой радости … для всех людей, потому что для нас сегодня родился Спаситель, который есть Христос Господь» [8]. Празднуя Рождество, мы молимся за наших братьев и сестер, которые в опасности и болезнях находятся. Мы восхищаемся самопожертвованием врачей и медсестер и всех, кто содействует противостоянию пандемии. Мы радуемся, когда обнаруживаем, что к пациенту обращаются как к священной особе, что не сводится к числу, делу, предмету или обезличенной биологической единице. Как уже было так красноречиво сказано, «белое платье» врачей — это «белая ряса», что выражает отказ от того, что «мое» ради моего брата, «поиск интересов другого» [9] и полную преданность к страдающему. К этой «белой рясе» относятся так же, как и к рясе духовенства, поскольку обе являются символами духовной жертвенности и служения, чьими вдохновением и движущей силой является любовь, которая всегда является даром божественной благодати и никогда не является исключительно нашим собственным достижением.
Опасная эпидемия разрушила большую часть того, что мы восприняли как должное, обнаружив пределы «титанизма» современного «человека-бога» и продемонстрировала силу солидарности. Наряду с неопровержимой истиной, что наш мир наполняет единство, наши проблемы являются общими и их решение требует совместных действий и повестки дня, высоким оказалась ценность личного вклада, любви доброго самаритянина, которая превосходит все человеческие меры. Церковь активно поддерживает — делом и словом — наших страдающих братьев и сестер, молясь за них, их родственников и всех, кто отвечает за их заботу, и одновременно провозглашает, что лечение больных — как временная победа над смертью — касается трансцендентности и окончательного уничтожения смерти в Христе.
К сожалению, кризис здравоохранения не позволил развивать деятельность, предусмотренную на 2020-й год, как «год пастырского обновления и надлежащей заботы о молодежи». Мы надеемся, что в следующем году будет возможно реализовать запланированные инициативы для нового поколения. По опыту мы знаем, что когда к нашей молодежи подходят с пониманием и любовью, они проявляют свои творческие таланты и с энтузиазмом вносят вклад в такие инициативы. В конце концов, молодость — это особенно «религиозное» время в нашей жизни, наполненный мечтами, видениями и глубокими экзистенциальными поисками, с яркой надеждой на новый мир братства. Именно это «новое творение» [10], «новое небо и новая земля … где живет правда» [11], благовествует Церковь Христова и ее отражает в своем путешествии в Царство Божие.
Возлюбленные братья и благословенные чада,
В Церкви человек полностью обновляется, а не просто «получает помощь». Там человек «живет в правде» и переживает свою божественную судьбу. Как провозгласил Святой и Великий Собор Православной Церкви, «каждый человек является уникальным существом, назначением которой является личное общение с Богом» [12]. Мы разделяем данное Богом убеждение, что наша теперешняя жизнь — это не вся наша жизнь, что зло и негатив не имеют последнего слова в истории. Наш Спаситель не является «Богом из машины», который вмешивается и уничтожает проблемы, отменяя нашу свободу, будто это было «осуждением», от которого мы должны быть освобождены. Для нас, христиан, справедливы непревзойденные святоотеческие слова: «Тайна спасения касается тех, кто хочет спастись, а не тех, кого заставляют» [13]. Истинность свободы во Христе проверяется через Крест, который является путем к Воскресению.
В этом духе, празднуя вместе со всеми Вами Рождество Христово и святки в приятном Богу духе, мы молимся от нашего священного Центра Фанара, чтобы Спаситель, который снизился к человеческому роду, подарил вам здоровья, любви друг к другу, успех в каждом хорошем деле и всякое благословение свыше, в новом году и во все дни вашей жизни. Пусть так будет!
Рождество Христово, 2020 г.
† Константинопольский Варфоломей,
пылкий молитвенник перед Богом за всех Вас
Ссылки:
[1] См. Лк. 10:42.
[2] Максим Исповедник, Разное о добродетели и зло I, 12 PG 90, 1184.
[3] Афанасий Великий, О воплощении, 54.
[4] Григорий Богослов, Надгробное слово Василию Великому, PG 36, 560.
[5] Его же Слово 45, на святую Пасху, PG 36, 632.
[6] Гал. 3:28.
[7] Николай Кавасила, О жизни во Христе, VI, PG 150, 649.
[8] Лк. 2: 9-11.
[9] 1 Кор. 10:24.
[10] 2 Кор. 5:17.
[11] 2 Пет. 3:13.
[12] Окружное послание, 12.
[13] Максим Исповедник, О молитве Отче наш, PG 90, 880.
____________